Абонент ICQ Systems с номером 12111, наделавший столько шуму среди клиентов популярного сервиса обмена сообщениями, оказался изобретением администрации ресурса. Информация об этом была размещена на официальном сайте компании спустя несколько дней после того, как в Сети разгорелись ожесточенные дебаты о природе загадочного пользователя. Намерения были благими: разработчики проекта хотели облегчить жизнь клиентам, но вместо этого сделали их жертвами спекулянтов.
Номер ICQ 12111, внезапно появившийся в контакт-листах абонентов популярной программы обмена мгновенными сообщениями и ее аналогов QIP, Adium, Pidgin и мобильного клиента Jimm оказался изобретением администрации сервиса, сообщает РИА "Новости". Оказалось, что загадочный номер был автоматически добавлен каждому из пользователей в целях модернизации системы.
Напомним, непрошенный визитер с именем ICQ System и коротким номером 12111 стал внедряться к пользователям с 19 июня. Аноним появлялся в списке контактов в группе General, даже если до этого такой группы у пользователя не существовало. В тот же день в Сети появилось несколько версий происхождения неизвестного абонента. Некоторые специалисты полагали, что под номером 12111 скрывается вредоносная программа-троян, ворующая пароли. Пользователям рекомендовалось удалить ICQ System из контакт-листа или сменить пароль ICQ. Но в результате активности абонентов сервер оказался перегружен запросами на смену/восстановление паролей, в результате чего эта функция у многих перестала работать. По другой версии, таким образом злоумышленники пытались осуществить DDoS-атаку на сам сервер ICQ. В таком случае угрозу нес бы не появившийся пользователь 12111, а как раз сообщение, запущенное в Интернете, о необходимости смене пароля: массово обращаясь к серверу, пользователи перегрузили и блокировали его. На официальном сайте компании появилось сообщение, в котором раскрывалась суть во многом надуманной проблемы. Согласно информации из справочного раздела интернет-мессенджера, пользователь ICQ System был "добавлен специально, в рамках апгрейда новой, продвинутой версии сервиса - ICQ 6". Как отмечается в сообщении, новый контакт "должен улучшить связь ICQ со своими пользователями". Суть оптимизации сервиса заключалась в том, чтобы помочь абонентам мессенджера бороться со спамом. То есть если в адрес пользователя пришло спам-сообщение, то его текст и номер отправителя стоит скопировать и отправить на номер ICQ System. После чего номера, в адрес которых будет получено больше всего жалоб, заблокируют, пишет РИА "Новости". В воскресенье компания AOL, владеющая популярным ресурсом, и разработчик ICQ Ияр Голдфингер принесли свои извинения за доставленные неудобства, которые уже успели не только наделать много шума, но и пробудить фантазию интернет-пользователей. Так, на сервере YouTube появился ролик под названием "12111 Code", где под зажигательную музыку неизвестный контакт превращается в Фантомаса. Впрочем, некоторые пользователи воспользовались ситуацией в более корыстных целях: некоторым клиентам сервиса пришел спам с рекомендацией поменять пароль своей "аськи" и отослать СМС по определенному номеру. В приписке говорилось, что услуга платная, но "только этим мы можем гарантировать стабильную работу ICQ". "Смена паролей в таких ситуациях абсолютно бесполезна, - пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД независимый эксперт IT, также являющийся абонентом ICQ, Михаил Кузнецов. - Спам в контакт-лист самостоятельно не добавляется, то есть эту ситуацию можно было квалифицировать как взлом серверов ICQ либо технический сбой на этих же серверах". По мнению эксперта, в случае взлома рядовой пользователь уже никак не сможет повлиять на ситуацию. "Вы можете просто удалить незваного гостя и забыть о нем, - пояснил Кузнецов. - Что касается компаний, которые запускают такие программы в действие, не оповещая при этом целевую аудиторию, - они должны вынести полезный урок и впредь не пускать все на самотек, учитывая масштабы атаки компьютерных вирусов, зафиксированных в последнее время".